РАБОЧИЙ - ЭТО ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ КАРЬЕРНОЙ ЛЕСТНИЦЫ Печать

Серьезным шагом к популяризации рабочих профессий и к изменению содержания образования в училищах и техникумах стало создание Учебно-инновационного центра профессионального образования. Здесь не только обучали мастеров и преподавателей, но и разрабатывали новые технологии для производства, помогали внедрять их в учебных заведениях. Но в министерстве образования решили пойти дальше - в июле 2012 года на базе центра был создан Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования

Зачем нужно было создавать это учреждение? Какие задачи стоят перед ним? Об этом мы поговорили с его ректором Владимиром ПРИХОДЬКО.

- Владимир Сергеевич, насколько мне известно, в сфере образования края выстроена целая инновационная инфраструктура, которая состоит из различных экспериментальных и стажировочных площадок, учреждений, внедряющих инновации. Но раньше эти изменения касались больше общего школьного образования, теперь же серьезные изменения пришли и в профессиональное. Какие задачи стоят перед Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования?

- К появлению подобного учреждения, на самом деле, готовились давно, но создавать его на пустом месте было нельзя. Сразу отмечу, что отличает институт от предшествующих организаций: серьезная ставка на науку. Это касается не только обучения мастеров и преподавателей, но и изменения подходов к обучению в самих учреждениях.
Например, уже создан научно-исследовательский центр, который будет заниматься именно профобразованием, в нем пока четыре кафедры, но в ближайшее время будут созданы еще, как минимум, две. Проблем, на которые нужно обратить особое внимание, довольно много, и поиском их решения должны заниматься не только педагоги-практики, но и ученые. Сейчас с институтом уже сотрудничают четыре доктора наук, шесть кандидатов наук, восемь наших сотрудников поступили в аспирантуру.

Но мы выросли из инновационного центра, который занимался разработкой новой продукции и технологий, которые нужно осваивать в будущем, разработкой продукции. Наша задача намного шире, но мы будем выполнять и эти функции.
Одно из основных направлений института, конечно, - это повышение квалификации педагогических и руководящих работников. При переходе на персонифицированное бюджетное финансирование проводится эксперимент по внедрению новой системы повышения квалификации. Что это такое? Сотрудник может выбрать образовательную программу сам.

Новая система предполагает различные модели модульно-накопительного повышения квалификации, то есть материал изучается определенными блоками, темами. Это позволит сделать образовательный процесс мобильным и удобным.

Мы разделили развитие учреждения на два периода. До 2015 года - формирование так называемого «Известного института», то есть учреждения, о котором узнали бы не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах России.

Потому что очень много открытий и методических решений, которые сделали в Учебно-инновационном центре, Институте подготовки специалистов в области лесопользования, Учебно-методическом центре, которые стоят того, чтобы их использовать не только в крае. Поэтому в рамках института мы создали Центр стратегических исследований Азиатско-Тихоокеанского региона. Его основные задачи: популяризация того, что мы уже сделали, и разработка новых образовательных дисциплин, взаимодействие с соседними регионами и странами.

Важно по-новому взглянуть на образование в училищах и техникумах. Приведу пример. В Хабаровском торгово-экономическом техникуме создана уникальная база для подготовки специалистов пищевой промышленности. Выпускники - хорошие исполнители. Но почему бы подготовить их не только как технологов, но и как управленцев, потенциальных бизнесменов? Обсудили с директором такую перспективу. Теперь на базе техникума мы создадим экспериментальную площадку. Решили научить будущих пекарей создавать и развивать свои небольшие предприятия. Во всем мире сейчас ценятся именно мини-производства, но в шаговой доступности. И нужно научить не только печь вкусные булочки, но и уметь их продать, занять свое место на рынке, понимать, что интересует покупателей.

Кстати, техникум станет одной из экспериментально-стажировочных площадок. Планируем, что они появятся по каждому виду деятельности. На сегодняшний день работа ведется в области технологий обработки металлов, деревообработки и пищевой промышленности.

Практики совместно с теоретиками и с учетом возможностей института разработали для них программы. Раньше такие площадки были прямо на базе Учебно-инновационного центра, но сейчас решили идти другим путем - размещать их в учреждениях профобразования. Мы туда поставляем лучшее оборудование, помогаем освоить все эти новейшие технологии. В свою очередь, на этой экспериментальной площадке внедряют новые технологии, а студенты базового учреждения и преподаватели других учреждений их перенимают.

Следующая задача института самая сложная - собрать лучший преподавательский состав. Высококлассных специалистов, которые могут вести курсы повышения квалификации, в нашем регионе не хватает, к тому же важно перенимать опыт других регионов. Поэтому мы решили привлекать высококлассных специалистов, работающих в, подобно нашему, институтах, из других регионов России. Сейчас налаживаем связи с учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары.

- Насколько поняла, помимо повышения квалификации преподавателей, важная цель - это привлекать молодежь в училища и техникумы. Это задача в системе образования не новая, но, наверное, и самая трудная...

- Будем изучать, конечно, новые подходы в профессиональной ориентации школьников и возможности профессионального роста тех, кто уже поступил учиться. Правильно отметили, важное место в работе института будет занимать популяризация рабочих профессий.

Нужно понимать, что сейчас в слово «рабочий» вкладывается уже немного другой смысл, чем, скажем, даже десять лет назад. И в профучреждениях учат совсем по-другому. Мне есть с чем сравнивать, по своему первому образованию я - токарь.

Недавно были в профучилище № 11 Комсомольска-на-Амуре. Там устанавливаются станки, которые будут на КнААПО только через три года, еще в одной токарной мастерской стоит оборудование Siemens с цифровым программным управлением. Ребят, помимо всех специальных предметов, учат еще и основам программирования. Совершенно изменился подход к токарному делу! И когда я увидел в училище № 8 цех, где на современных станках работают одни девушки, - еще больше удивился. Раньше это была чисто мужская профессия, но современные технологии позволили легко справляться с производственными задачами и девушкам.

Причем, извините за подробность, все девушки работают с маникюром, в красивой униформе, которая совершенно не напоминает то, что мы видим в советских фильмах. Девушки не боятся выбирать эту профессию. При этом они сами понимают, что трудоустроиться не составляет труда. Предприятия готовы брать не только выпускников, но даже тех, кто еще учится. Многие трудоустроены уже с третьего курса. И зарплата выше средней по экономике края.

Мы первые на Дальнем Востоке вступили в международный проект World Skills International. И мне нравится международный подход к рабочим профессиям: будь ты сыном миллионера, но ты не сможешь встать на первую управленческую ступень, если у тебя нет пяти лет именно рабочего стажа, если не знаешь дело с самых азов.

Я говорил о двух основных этапах развития института. Второй мы назвали «Хороший институт». У нас должны трудиться лучшие преподаватели. Задача 2016-2020 годов - делать упор на науку, чтобы мы могли видеть результаты научно-экспериментальных площадок. Причем их деятельность должна быть направлена не только на преподавателей и новые технологии, но и на студентов.

Я считаю, что около 40 процентов времени обучения и преподавателей, и студентов нужно потратить на развитие творчества и мышления, нужно расширять не только кругозор, но и умения. Причем делать это постоянно, не только во время профессиональной учебы.

- Вы имеете в виду то, что образование должно быть непрерывным?

- Именно. Преподаватель должен не из года в год рассказывать одно и то же, а постоянно учиться и учить новому. Я считаю, что именно в образовании можно и нужно попробовать все. Даже если не пригодится сегодня, то, может быть, завтра именно эти знания помогут стать лучше кого-то другого, выгодно отличать от коллег.

Сейчас в институте проходит такой эксперимент. Мы собрали группу ребят из учебных заведений, которых учим не собственно профессиональным знаниям, а тем вещам, которые пригодятся в жизни. Начиная от умения проводить презентации, устраивать волонтерские акции до умения писать собственные проекты.

Первое время слышали такое: ну мы же токари или слесари, зачем нам это? Ответ прост: вы же через несколько лет запросто можете стать руководителями. И вы вынуждены будете этому научиться, не теряйте время!

Ребята сейчас написали программу помощи инвалидам-колясочникам.  За основу взяли проблему с выходом людей на улицу.

Один придумал, как сделать пандусы, чтобы они не мешали жильцам домов. Кто-то рассчитал, что, если расселить инвалидов по угловым квартирам, это можно сделать намного проще. Одна из групп просчитывает, как снизить затраты на установку. Буквально недавно передавали, что в Амурской области губернатор подписал распоряжение выделять на пандусы около 200 тысяч рублей, а группа студентов профтехобразования края придумала, как снизить эти затраты в два раза и сделать это даже лучше.

- Неужели такие занятия нельзя проводить в учебных заведениях?

- Можно, но, во-первых, пока не хватает преподавателей, которые смогли бы заниматься такой работой (сейчас с этой группой работают лучшие педагоги, которых мы приглашаем из разных учреждений), во-вторых, смысл этого эксперимента еще и в том, чтобы посмотреть, как будут работать и взаимодействовать вместе люди разных профессий. И, конечно, интересно посмотреть, как сложится карьера этих молодых людей.

Заметил такую особенность, что ученики училищ и техникумов почему-то считают, что если получил рабочую профессию, начал трудиться рабочим - то это все, можно сказать, поставили на себе крест.

И когда мы разговариваем с девушками из педколледжа, а у меня сын учится тоже в этом учебном заведении, я им говорю: вы сами себе признайтесь, ведь сегодня преподаватель - наиболее перспективная профессия. Например, президент заявил, а он это сделает, что зарплата учителей будет равняться двум средним зарплатам по экономике.
Пожалуйста, поезжайте работать в Ванинский район! Например, мало того, что ты сможешь развить свои профессиональные навыки, тебя обеспечат жильем, так еще ведь можно заниматься репетиторством, вести факультатив. Можно запросто стать участником программы сберегательного капитала и через три года получить солидную сумму в размере 50 окладов. А если в школу придет мужчина, так наверняка через пару лет он может занять и директорскую должность.

На подобную тему разговаривал с ребятами училища № 8 Комсомольска-на-Амуре. Приехали туда к вечеру. Ребята стоят у станков - думал, что у них практика. А оказывается - работают! Училищу дают заказы, а те, кто хочет подработать, после занятий остаются в мастерских. Спрашиваю: а сколько платят? Девятьсот рублей за изделие.

Буквально недавно я точно такой же металлический ящик, который делали при мне, видел в Хабаровске за 32000! Оказывается, на заказ в училище он стоит 4800 рублей. Понятно, что кто-то «наварил» на труде, может быть, таких же реят, десятки тысяч рублей. А если учесть, что один ученик делает за смену 5-6 изделий, то ...

Вот и посчитайте, даже при таких расценках, сколько получает учащийся, пока «набивает руку»! А если открыть свое дело? Но куда идти работать, ребята не знают. Хотя мест предостаточно. Например, можно пойти в управляющую компанию, это сейчас востребовано, обслуживать несколько домов, да еще и подрабатывать.

Вся проблема в том, что учащиеся профтеха не хотят или не научены видеть свои перспективы. А ведь умение мыслить нестандартно есть у многих. Я видел, как из штампованных дисков для машин, по сути отходов, учащиеся придумали детскую игровую площадку. Это вообще нужно запатентовать!

- Вы правильно отметили, что ученики профучилищ будто боятся оценивать свои перспективы. Но мы ведь пока не можем отказаться от стереотипа, что лучшая работа в мире - это сидеть в офисе за компьютером...


- Ну и сколько получает офисный сотрудник? Чтобы спала пелена, достаточно посмотреть объявления о вакансиях.

Можно много шутить, но насколько сейчас популярны все эти услуги типа «Муж на час»? К сожалению, люди с высшим образованием в большинстве своем не умеют устранять бытовые проблемы. И готовы за эти услуги платить.

Мы привыкли, что бизнес - это что-то огромное, масштабное. А ведь свое дело, небольшое предприятие, я уже отмечал это, сейчас наиболее удобная и перспективная форма и собственного трудоустройства, и заработка. И пониманию этого нужно научить.

Еще отмечу, что с целью повышения качества подготовки выпускников, содействия их трудоустройству планируется создание учебно-производственных кластеров по ведущим отраслям экономики края. Это делается для того, чтобы и дальше укреплять материально-техническую базу учреждений профессионального образования. А также поможет взаимодействовать между учебными заведениями, промышленными предприятиями и научными сообществами, то есть обмениваться знаниями, ресурсами по отраслевому принципу.

- Тем не менее пока помощь государства в трудоустройстве актуальна?

- Конечно, ведь развитие производства - в том числе и государственная задача. Важно не только помочь трудоустроиться, но и заранее просчитать, сколько выпускников будет нужно для  той или иной отрасли. При институте создан Центр прогноза кадровых потребностей и содействия трудоустройству.

Вот, например, простая задача: сколько специалистов по кабельной телефонии нужно в Хабаровском крае? Пока еще нужны. А вот когда будем обходиться без них? Именно это и нужно не просто угадать, а рассчитать. Иногда, когда необходимо всего несколько специалистов в какой-то отрасли, проще пригласить их либо отправить на обучение в другой регион, а не открывать новую специальность.

Работа института не ограничивается только кадровым прогнозом, она включает в себя исследования удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников. А еще необходимо знать кадровую ситуацию в ближайших к нам странах, изучать их экономику, смотреть опыт развития профессионального образования и трудоустройства.
Сейчас создаются специальные программы, которые помогают рассчитать прогнозы, отслеживать изменения в экономике, которые могут помочь при расчетах потребностей. Но пока ни одна программа не может заменить человеческие наблюдения.

Например, Корея буквально рывком стала выходить в лидеры экономики АТР. Там, например, ввели творческие дисциплины для подготовки по разным профессиям, и выпускники стали придумывать нестандартные решения различных задач. Ни одна программа не зафиксировала бы такую причину изменения рынка труда и экономики. Поэтому, повторюсь, сейчас упор делается на развитие научного подхода к различным вопросам.

Сейчас мы опираемся на два важных документа - «Стратегия развития России» и «Стратегия развития Дальнего Востока». И это тоже помогает рассчитывать перспективы.

Также здесь мы отслеживаем, как, собственно, ведется профориентация и мотивация получения рабочих профессий.
- Не так давно говорили, что как раз в рамках кластерной модели подготовки кадров организуется работа по независимой оценке и сертификации профессиональных квалификаций. Как понимаю, теперь этим занимается ваше учреждение? По сути, это проверка качества знаний?

- Современный рынок труда приходит к тому, что обязательным условием при трудоустройстве будет необходимость прохождения выпускниками образовательных учреждений процедуры сертификации для подтверждения своего уровня квалификации. И, действительно, центр для этого создан на базе нашего учреждения. Но сейчас сложность в том, что для его функционирования пока никакой нормативно-правовой базы нет.

Но объясню идею создания подобного центра. Раньше на предприятиях существовали комиссии по присвоению разряда. Сейчас организации не могут позволить себе держать еще и службу повышения квалификации рабочих. Можно проходить курсы, переучиваться, но кто подтвердит, что знаний достаточно, чтобы работать с новым оборудованием, особенно это актуально сейчас, когда станки могут стоить миллионы.

Поэтому и было принято решение о создании Центра сертификации Хабаровского края. Туда закупается оборудование, на котором работники смогут подтвердить свою квалификацию и получить соответствующий сертификат. Сейчас ведется разработка номенклатуры этих сертификатов.

Для примера, за границей уже стало нормой, когда ты садишься в такси и видишь сертификат водителя.
Проблема еще и в том, что пока не решен вопрос о том, кто будет оплачивать это. Во всем мире сертификация - это дело предприятия. У нас же, думаю, это пока невозможно, мы слишком любим «договариваться». Сертификация должна быть задачей государственной политики.

А начинать нужно, например, со сферы обслуживания, с таких профессий, как автослесарь - потому как в том числе и от их работы зависит жизнь пассажиров автомобиля.

Воспитатель частного детского сада, потому как здесь не так силен государственный контроль. А уж потом начать сертификацию плотников, слесарей и так далее.

Сейчас мы участвуем во всероссийском проекте, разрабатываем стандарты по разным профессиям, утверждаем набор компетенций - того, что нужно знать и уметь. Но я считаю, что все-таки сертификация должна быть программой не всероссийской, а региональной. Потому как в каждом регионе есть свои особенности, климатические, например, которые должны быть учтены.

Мария ИВАНОВА.

Газета "Тихоокеанская звезда"